Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
На данный момент дети с ОВЗв МАДОУ детский сад "Тополек" - отсутствуют. Дети инвалиды - 2 человека.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
·Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата(включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
·Инвалиды с нарушением зрения и слуха
·Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
·Временно нетрудоспособные
·Беременные женщины
·Люди с детскими колясками
·Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда- это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящеевремя государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставленацель -обеспечить доступное и качественное образование детейс ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Предметно-развивающая среда- это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются: ·закономерности психического развития, ·показатели здоровья дошкольников, ·психолого-физиологические особенности, ·уровень общего развития, ·коммуникативные особенности и речевое развитие, ·эмоциональное благополучие. 1.Принцип развития- Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию. 2.Принцип природособразности воспитания- Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии. 3.Принцип психологической комфортности- Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия". 4.Принцип взаимодействия- Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия. 5.Принцип доверительного сотрудничества- Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве. 6.Принцип обучения деятельности- Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей. 7.Принцип здоровьесберегающий- Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
Специально оборудованные учебные кабинеты
В детском саду функционирует:
- 9 групп;
- Музыкальный зал - 2;
- Физкультурный зал - 2;
- Методический кабинет - 2;
- Комната психологической разгрузки -1;
- Мини - музеи: "Русская изба", "Спасибо, Деду за Победу!", "Мой город - Бабушкин".
- Комната природы "Зимний сад"
- "Экологическая тропинка"
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий.
Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ учебные кабинеты, объекты спорта, культуры оснащены всем необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и дополнительных образовательных программ МАДОУ детский сад «Тополек»
В группах детского сада организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельностидетей; в том числе уголки уединения оригинальной конструкции.
Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, аудиовизуальными средствами.
Предметно - пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные игрушки, неоформленный материал ("заместители"), мягкие модули, используетсямягкая мебель и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенкузаниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.
В ДОУ фунционируют -9 групп
- проведение занятий;
- организация индивидуальной работы по образовательной области «художественно – эстетическое развитие», организация выставок для детей тематических и традиционных, знакомство детей с работами выдающихся мастеров.
- организация практической познавательной деятельности
- обучение детей конструктивной деятельности с использованием строительного материала, конструктора, бумаги, бросового и природного материалов
- личностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями;
- развитие у детей первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение;
- организация развлечений, просмотр и показ спектаклей, театра;
- организация индивидуальной работы с детьми, развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков.
- проведение индивидуальных физкультурных занятий, удовлетворение двигательной активности детей;
- развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение детьми операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия и внимания; формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один); развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий; формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения описывать и называть предметы на картинках
- формирование ролевых действий; стимуляция сюжетно — ролевой игры; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей
- проведение практических и тематических занятий по закреплению ПДД, ППБ , проведению игр и бесед по правилам дорожной безопасности, пожарной безопасности, профилактика бытовых травм.
- обучение детей хозяйственным делам, а также воспитание дисциплины и трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, уверенности в действиях
медицинский кабинет -2
- Помещение предназначено для проведения прививочных процедур, медицинского осмотра детей.
кабинет психолога -1
- Работа с детьми, нуждающимися в психологической помощи.
- Консультативная работа с родителями.
- Организация психологической разгрузки детей
спортивный зал - 2
Проведение:
- физкультурных занятий;
- зарядок с детьми среднего и старшего возраста;
- праздников, развлечений;
- общественных мероприятий дошкольного учреждения.
музыкальный зал -2
Проведение:
- музыкальных занятий;
- зарядок с детьми среднего и старшего возраста;
- утренников, развлечений, связанных с музыкально-ритмической деятельностью детей всех возрастных групп;
- просмотр и показ различных спектаклей;
- организация индивидуальной работы с детьми;
- семинаров;
- презентаций.
Музеи:
- Помещение предназначено для ознакомления воспитанников с традициями, обычаями, особенностями русского быта ирусского народного искусства, родным краем.
Перечень объектов для проведения практических занятий
на территории детского сада
Маршрут «Сберегай-ка»
- Практические занятия по правилам дорожного движения.
Мини - стадион
- Проведение физкультурных занятий на улице, утренней гимнастики, спортивных праздников, развлечений
Экологическая тропинка
- Предназначен для опытно исследовательской деятельности, по ознакомлению с окружающей средой, миром природы, трудовой деятельность.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В методических кабинетах сосредоточена большаябиблиотека.Здесь представлены энциклопедии, справочники, методическая литература, которая располагается по образовательным областям ООП ДО, а также содержит в себе коррекционный раздел.
Книги для детей пополняются систематически, создана картотека соответственно Программе и возрасту детей.
Библиотечный фонд методического кабинета пополняется новинками методической литературы, журналами «Обруч», «Дошкольная педагогика», «Управление ДОУ», «Справочник старшего воспитателя», «Психолог в детском саду», «Дошкольное воспитание», что создает хорошую почву для самообразования педагогов, подпитывает творчество каждого из них.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МАДОУ имеются 2 спортивных зала, центры спорта и физкультуры в группах, мини – стадион, которые оборудованные всем необходимым инвентарём, соответствующим правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики.
Оборудование спортивного зала составляют:
- гимнастическая стенка;
- гимнастические доски;
- гимнастические скамейки;
- мишени разных типов;
- стойки и планки для прыжков;
- пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.);
-комплекты лыж на группу детей;
– набор физкультурных пособий, состоящий из мячей, обручей, скакалок разных размеров;
–дополнительные физкультурные пособия в виде зрительных ориентиров (плоскостные дорожки, геометрические фигуры и т.д.); - мягкие модули и т.д.
Предусмотрено удобное размещение оборудования, чтобы дети имели возможность подходить к нему с разных сторон, не мешая друг другу.
Мини - стадион имеет:
- яму с песком для прыжков в длину;
- стойки для игры в баскетбол;
- бревно для равновесия;
- дорожку для бега (30м);
- мишени разных типов;
- футбольное поле
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Автостоянка(места)для инвалидов- отсутствуют.
·Пандус – имеется.
·Адаптированные лифты- отсутствуют.
·Раздвижные двери – имеются.
·Кнопка вызова персонала – отсутствует.
·Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне - имеются.
·Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) - отсутствуют.
·Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.
·Предоставление услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.
·Предоставление услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.
В МАДОУ детский сад «Тополек» проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.
Специальные условия питания
Условия питания обучающихся в учреждении
Одним из важных направлений деятельности МАДОУ детский сад «Тополек» является организация качественного питания воспитанников.
Основным принципом питания дошкольников служит максимальное разнообразие пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами
Питание детей организовано на базе пищеблока дошкольного учреждения, работающего на сырье. Доставка продуктов осуществляется по заключённым договорам, специализированным автотранспортом поставщика.
В ДОУ организовано 4-х разовое питание, обеспечивающее потребность детского организма в пищевых веществах и энергии. Детский сад работает по 10-ти дневному цикличному меню и технологическим картам по приготовлению блюд питания для детей.
Медсестра регулярно следит за правильной обработкой и закладкой продуктов, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, осуществляют контроль за качеством и правильностью хранения продуктов, соблюдением сроков их реализации, следят за санитарным состоянием пищеблока.
Организация питания детей в группах
Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается в:
·создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;
·формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.
Получение пищи на группу осуществляется строго по графику, утвержденному заведующей ДОУ. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается. Перед раздачей пищи детям помощник воспитателя обязан:
·промыть столы горячей водой с мылом;
·тщательно вымыть руки;
·надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи;
·проветрить помещение;
·сервировать столы в соответствии с приемом пищи.
Обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований, организация питания.
Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи.
В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке продуктов, правил личной гигиены.
Мероприятия проводимые в детском саду:
·Поступление продуктов питания и продовольственного сырья только с сертификатами;
·Имеется журнал скоропортящихся продуктов, в которых указывается срок годности продуктов;
·Производится обработка продуктов питания: мяса, яиц, фруктов и овощей, банок;
·Для приготовления пищи используются только разрешенные продукты
·Ежедневно ведется бракераж готовой продукции.
Организация питьевого режима
В нашем детском саду организован питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая отвечает требованиям санитарных правил.
Питьевой режим в группах обеспечивается через кипячёную воду , обеспечивая тем самым бесперебойное удовлетворение детей в жидкости.
Специальные условия охраны здоровья
Охрана здоровья обучающихся
В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ДОУ (1 и 2 корпус) имеется медицинский кабинет и процедурный. Медицинскими сестрами организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников (профосмотры).
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»).
Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Количество компьютеров в ДОУ, подключенных к сети "Интернет" - 4. Для учебно-вспомогательного целей - 1;
Локальная сеть обеспечена доступом к сети "Интернет",провайдер ООО "БВАНА"используется система WI - FI. Разработан и действует сайт МАДОУ детский сад «Тополек»/
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Сайты о детях с ограниченными
возможностями здоровья |
http://www.downsideup.org/-
"Даунсайд Ап" - помощь детям с синдромом Дауна. Цель организации:
служба помощи детям с раннего возраста. Сведения о заболевании. Описание
действующих программ. Методические материалы. Просьбы о помощи. |
http://www.childneurologyinfo.com/main.php- Аутизм и
детская неврология. Сайт посвящен вопросам обучения, лечения и сенсорной
интеграции детей с неврологическими проблемами а также просто основным
принципам здорового образа жизни, которые крайне важно знать всем в
сегодняшнем мире. http://forum.dearheart.ru/-Форум для
родителей детей с врождённым пороком сердца, а также взрослых пациентов с
ВПС. Обсуждаются вопросы диагностики, лечения пороков сердца, сопустствующие
заболевания при ВПС, развитие детей с больным сердцем. http://www.gaoordi.ru/-
Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей
детей-инвалидов, возникшая в 1992 году. ГАООРДИ сегодня – это 87 общественных
организаций родителей детей с инвалидностью, а также с редкими и
генетическими заболеваниями. На сайте представлена информация о деятельности
ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов. Сведения об
организациях. Законодательство. Дайджест прессы. http://www.livingthread.ru/- "Живая
нить" - детский экологический центр, действующий в Москве. Цель -
обеспечение условий, при которых ребенок инвалид может быть интегрирован в
общество наравне со своими сверстниками, получить профессиональные навыки,
заниматься физкультурой и спортом. Большое внимание уделяется иппотерапии. http://www.fond.org.ru/- Сайт
Регионального Благотворительного Общественного Фонда "Иллюстрированные
книжки для маленьких слепых детей" (и для детей с нарушениями зрения). autistic-society.narod.ru– Общество
помощи аутичным детям.На данном сайте содержится информация об аутизме
и синдроме Аспергера, а также об имеющихся в городе Перми услугах для детей с
аутизмом, их родителей и тех, кто осуществляет уход. Также содержится
информация для специалистов. Имеется специальная информация для журналистов. |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Детский развлекательно-развивающий сайт
Развивающие игры изанятия длядошкольников
Совенок. Образовательные проекты длядошкольников
Страна мастеров. Творчество длядетей ивзрослых
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МАДОУ
детский сад «Тополек» создаются
специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья.
Под специальными условиями, для
получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, понимаются условия обучения, воспитания и
развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных
пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
Представление информации на сайтеДОУ в сети «Интернет» имеет
возможности увеличения и просмотра страниц сайта инвалидами по зрению.
Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями по
зрению: адаптация официального сайта детского сада в сети «Интернет» с учетом
особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному
стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов.
В группах первые столы в ряду у
окна и в среднем ряду предусмотрены для обучаемых с нарушениями зрения.
В ДОУ создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Ø в групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам;
для организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья имеются:
Ø оборудованный центр психологической разгрузки;
Ø музыкальный зал;
Ø физкультурный зал.
Коррекционно – развивающая работа с детьми с
ограниченными возможностями здоровья проводится на основе адаптированной
основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Воспитанники с ОВЗ пользуются следующими техническими средствами
коллективного и индивидуального пользования: музыкальный центр, интерактивная
доска, телевизор, мультимедийный проектор, ноутбук, микрофон, фотоаппарат.
Кабинет педагога – психолога содержит:
- материалы и игры по темам;
- методическая, дидактическая, справочная и художественная литература;
- игрушки
из реальной жизни, помогающие отреагировать отрицательные эмоции, для
творческого самовыражения ребёнка и т. д.
- зона
релаксации и психического расслабления;
-
диагностический инструментарий, раздаточный тестовый материал, бланки методик
для индивидуального тестирования.
-
наборы цветных карандашей, красок, мелков и т.д.
-
Блоки Дьенеша и другой дидактический материал.